Несмотря на ценовую доступность, потивогололедные материалы (ПГМ) на основе технической соли имеют целый ряд недостатков. Они загрязняют грунтовые воды и почву, коррозийно разрушают кузова и подвески автомобилей, пагубно влияют на флору и фауну, и т.д. Поэтому сегодня активно разрабатываются новые технологии борьбы с гололедом, многие из которых уже дают свои плоды.
Минеральные ПГМ
В противовес химическим реагентам сегодня все чаще используют минеральные ПГМ, которые воздействуют на лед только механически, и являются абсолютно безвредными для экологии. Это в первую очередь крупнозернистый песок, мелкий щебень, гранитная и мраморная крошка. Они «врезаются» в верхний слой наледи и обеспечивают сцепку с обувью и автомобильными шинами. К преимуществам минеральных ПГМ можно отнести:
- экологическую безопасность;
- доступность;
- возможность повторного использования.
Недостатки у таких ПГМ тоже есть: необходимость в предварительной расчистке поверхностей, «окаменение» придорожного грунта и обочин, а также вред автомобильному транспорту и спецтехнике. Так, минеральные частицы царапают кузова и подвески автомобилей, портят эскалаторы, засоряют снегоуборочные машины, и т.д.
Биоразлагаемые ПГМ
Еще одно экологичное решение в сфере противогололедных материалов – БИО-составы, которые после применения разлагаются на простые органические соединения, впитываются в грунт, и не только не наносят ему вреда, но и наоборот – повышают плодородность. Сегодня в эту категорию ПГМ преимущественно входят:
- Мочевина. Эффективно растворяет лед, выступает как удобрение грунта и способствует росту растений. Минус этого материала – высокая стоимость: примерно в 7 раз выше, чем у технической соли;
- Отходы сахарного производства – меласса. Она тоже стоит дороже соли, но является абсолютно безвредной для экологии, и растворяет лед при морозе до -15 градусов. Кроме того, в отличие от мочевины, она не имеет резкого неприятного запаха.
Опыт других стран показывает, что для борьбы с гололедом также можно использовать отходы кофе, чесночные приправы, и прочие саморазлагающиеся БИО-материалы. Но в России они пока не нашли применения. Зато получили широкое распространение ПГМ с входящими в их состав биорегуляторами. Например – смеси «Бионорд», подходящие и для автомобильных дорог, и для тротуаров.
«Бионорд» – это порошкообразные гранулы, которые при контакте с наледью превращают ее в жидкую суспензию. В зависимости от толщины льда, на это может потребоваться от 5 до 10 минут: при температуре воздуха до -30 градусов. Этим биоразлагаемый реагент выгодно отличается от технической соли, которая эффективна только при морозе до -17 градусов.
Негативные отзывы о биоразлагаемых реагентах, которые можно встретить в интернете, преимущественно связаны с их неправильным применением. Так, снежная «каша», образующаяся после растворения льда, должна убираться с дорог в течение часа, но на практике этим правилом почти всегда пренебрегают. Если же убирать ее вовремя, негативных последствий от использования био-реагентов не будет.
Если использование экологически безопасных ПГМ, по той или иной причине, невозможно, например – из-за их высокой стоимости, можно прибегнуть к полумере. То есть – использовать химические реагенты, но в безопасных «микро-дозах». Так, вред экологии чаще всего наносится из-за многократного превышения допустимой концентрации ПГМ. Если же использовать их умеренно, вред будет минимальным.