При неправильном использовании техническая соль и пескосоль способны вредить окружающей среде, и это особенно хорошо заметно в крупных городах. Так, из-за применения этих противогололедных материалов (ПГМ) ускоряется разрушение дорожных покрытий, канализационных стоков и автомобильных деталей, а также наносится вред деревьям, кустарникам и мелким животным. В основном – собакам, получающим ожоги лап от длительного контакта с соляными реагентами. Действительно ли эти ПГМ так опасны, и как можно уменьшить их негативное воздействие?
Вред от применения хлористого натрия
По своему составу техническая соль практически не отличается от поваренной, но даже последняя способна навредить человеку при высокой концентрации. Например – вызвать ожоги слизистых оболочек или открытых участков кожи. А вред от соли в условиях улицы, когда ей посыпают дороги и тротуары, выражается в следующем:
- наносится ущерб автомобильным шинам и металлическим деталям (главным образом – подвеске и кузову);
- повреждается обувь и верхняя одежда пешеходов;
- загрязняется грунт, что может привести к гибели произрастающих поблизости деревьев и кустарников;
- наносится вред фауне, в том числе – домашним животным;
- загрязняются грунтовые воды, а соответственно – и ближайшие водоемы.
Степень вреда напрямую зависит от концентрации применяемых соляных реагентов. Если она минимальна – вред практически сводится к нулю, а при превышении установленных норм дают о себе знать все вышеописанные проблемы. Как можно снизить негативные эффекты от использования технической соли? Есть, как минимум, два эффективных способа:
- Равномерная обработка рабочих поверхностей (дорог и тротуаров). Для этого применяется специальная дорожная техника, не допускающая превышение концентрации реагента;
- Добавление к ПГМ специальных компенсирующих добавок, в частности – ингибиторов коррозии, минимизирующих воздействие соли на металлические детали.
Кроме песка, к технической соли также можно подмешивать мраморную или гранитную крошку, дополнительно улучшающую сцепку/адгезию с дорожными покрытиями. Но тогда придется позаботиться об утилизации ПГМ после таяния льда, так как минеральные фракции, в отличие от хлорида натрия, не растворяются и не испаряются, и остаются лежать на дорогах до тех пор, пока их не сметут на обочину или не вывезут за черту города.