Использование технической соли – наиболее популярный способ избавиться от льда на дорогах. Он достаточно эффективный, но обладает рядом недостатков, таких как повреждение асфальта, коррозия автомобилей, негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.
Производители активно работают над альтернативами, которые были бы более безопасными и эффективными. Альтернатив несколько и все они имеют право на жизнь. Давайте рассмотрим несколько перспективных направлений: возможно уже в скором времени они заменят техническую соль в борьбе с гололедом.
Химические реагенты на основе органических соединений
Химические реагенты для борьбы с гололедом — это вещества, используемые для предотвращения образования льда или его устранения с поверхностей, таких как дороги, тротуары, аэродромы и мосты. Их главная задача — снизить точку замерзания воды или разрушить уже существующий лед. Основное действие химических реагентов заключается в понижении температуры замерзания воды, благодаря чему лед тает даже при отрицательных температурах. К ним относят:
- Кальций-магний-ацетат (CMA). Один из популярных заменителей соли, который менее агрессивен для окружающей среды и дорог. Однако его стоимость выше.
- Калий-ацетат. Применяется в аэропортах, так как он не разрушает бетонные покрытия. В некоторых регионах его уже используют на дорогах.
Вы удивитесь, но такие продукты, как смеси на основе свекольного сока или других органических материалов, в небольших объемах тоже используют. Такие биоразлагаемые реагенты безопасны для окружающей среды и не вредят автомобилям.
Технологические решения, природные материалы, инновационные решения
Технические решения тоже применяют с целью облегчения зимнего содержания дорог. В некоторых странах (например, в Норвегии, Японии) активно применяют системы обогрева дорожного полотна. Хотя это решение дорогостоящее, оно эффективно и устраняет необходимость использования химических реагентов. Чтобы более точно и оперативно распределять реагенты или механические средства используют инновационные дроны и сенсоры. Это значительно снижает количество используемого сырья, а значит экономит средства.
Что касается природных материалов, то в сочетании с малыми дозами реагентов или без них могут использоваться песчано-гравийные смеси. Они не только помогают улучшить сцепление на дороге, но и не так агрессивны, как соль. В некоторых регионах используют золу, которая помогает бороться с наледью и при этом не повреждает покрытие и не оказывает столь негативного воздействия на природу.
Ученые также исследуют возможность использования:
- Биологических реагентов на основе ферментов или бактерий, которые могут разлагать лед и снег естественным образом. Кроме того, изучаются материалы, способные удерживать тепло и предотвращать замерзание поверхности.
- Наноматериалов. Существует интерес к использованию наночастиц, которые могли бы эффективно разрушать лед и одновременно быть менее вредными для экосистем.
- Геотекстиля и специальных покрытий. Эти материалы могут предотвращать образование наледи на дорогах. Созданные на основе новых полимерных материалов, они также исследуются как альтернатива соли.
Несмотря на множество альтернатив, главная проблема — это стоимость и масштабируемость. Техническая соль остаётся дешевым и эффективным решением для массового применения. Однако с ростом экологических требований и новых технологий можно ожидать увеличение использования альтернативных методов. В ближайшие десятилетия роль соли может снизиться, но ее полное вытеснение потребует значительных инвестиций в инфраструктуру и новые материалы.