Техническая соль – один из самых распространенных противогололедных материалов (ПГМ). Ее основу составляет хлористый натрий – NaCl, представляющий собой мелкие кристаллы сероватого цвета. Достаточно посыпать ими обледеневшее покрытие, чтобы лед начал плавиться при любой температуре. Наиболее эффективен этот ПГМ в комплексе с крупнозернистым песком. Так, хлористый натрий растворяет верхний слой льда, а песок проникает в его структуру и улучшает сцепку покрытия с обувью и автомобильными шинами.
Как производится?
Техническая соль получается из галита – минерала, добываемого открытым способом (в карьерах), а также в соляных шахтах и соленых озерах. Этот минерал абсолютно безвреден для экологии и здоровья человека, и может применяться в городской черте без ущерба окружающей среде. Сегодня техническую соль производят согласно стандарту ТУ 2111-004-00352851-05, выделяя из добываемого сырья несколько разновидностей готового продукта:
- Тип «А». Техническая соль этого типа включает в себя до 85% частиц крупностью менее 1,2 мм, и до 15% – крупностью более 2,5 мм;
- Тип «В». В этой смеси до 80% частиц мельче 2,5 мм, и до 20% – крупнее 4,5 мм;
- Тип «С». Крупнозернистый материал, 85% которого приходится на частицы до 4,5 мм, а 15% – крупнее 4,5 мм;
- Тип «D». Представляет собой смесь смешанного фракционного состава. В нем встречаются и мелкие, и крупные частицы соли, но не крупнее 40 мм.
Все перечисленные разновидности технической соли бывают двух сортов: высшего и первого. В высшем сорте допускается наличие до 1,9% примесей, а в первом сорте – до 3,5%. В число примесей, в том числе, могут входить тяжелые металлы, опасные для здоровья человека, поэтому при выборе ПГМ всегда стараются отдавать предпочтение высшему сорту.
В чем преимущества данного ПГМ?
Техническая соль – бюджетный противогололедный материал, который производится в больших объемах и всегда есть в продаже. Его повсеместно применяют в городах и частном секторе, а также на предприятиях открытого типа, для посыпки площадок, подъездных путей, автопарковок и т.д. В чем заключаются главные преимущества этого доступного и недорогого реагента? К ним можно отнести:
- Экологическую безопасность. Техническая соль с малым количеством примесей безвредна для человека, животных и птиц;
- Самоочищение. Соль не нужно смывать с дорог и площадок, и она сама уходит в грунт вместе с талым снегом и осадками;
- Простоту производства. Для получения данного реагента сырье достаточно отсортировать по фракциям, зачастую – даже без предварительного измельчения;
- Возможность применять при низких минусовых температурах. Техническая соль эффективно растворяет замерзшую воду и при -5, и при -30 градусах, чем выгодно выделяется на фоне «химических» противогололедных средств;
- Относительно небольшой расход. ПГМ наносится на лед тонким слоем, и этого достаточно для его активного растворения.
Техническая соль сегодня продается как в чистом виде, так и с дополнительными добавками, усиливающими ее эффект. Наиболее эффективен комплекс «соль + песок», позволяющий уменьшать скольжение даже на толстых слоях снега и наледи.
На что обращать внимание при выборе технической соли? К ее важным параметрам относят концентрацию, плавящую способность, средний расход и температуру замерзания. Эти характеристики, как правило, указываются на упаковках с расфасованным материалом, или в отдельной спецификации – если он покупается «насыпом». Для «бытового» использования – в условиях двора или придомовой территории – удобнее использовать соль в мешках. А коммунальные хозяйства и предприятия закупают ее в биг-бегах по 1 тонне.