Техническая соль – самый распространенный противогололедный материал (ПГМ): эффективный и недорогой. Он мгновенно вступает в реакцию с замерзшей водой, растворяя ее при температуре окружающей среды до -30 градусов. После использования техническую соль не нужно удалять с поверхностей, и она впитывается в грунт вместе с талым льдом и снегом. Есть ли недостатки у этого противогололедного материала, и безопасен ли он для окружающей среды?
Экологические аспекты использования ПГМ
По составу техническая соль практически не отличается от поваренной, и ее основу тоже составляет натрий-хлор – NaCl. Но в ней могут присутствовать примеси, в том числе – тяжелые металлы, что делает ее непригодной для употребления в пищу. Как и обычная поваренная соль, техническая может вызывать ожоги слизистых оболочек и раздражение кожи. Но только при высокой концентрации и длительном воздействии.
Что касается вреда технической соли для окружающей среды, то он в первую очередь выражается:
- Загрязнением грунта. В малых количествах NaCl способен повышать плодородность почвы, но если его концентрация высока, это приводит к заболеваниям и гибели растений: трав, кустарников и деревьев;
- Опасностью для представителей фауны. Техническая соль может нанести серьезный вред животным, в том числе – домашним: кошкам, собакам, и т.д. Попадая на лапы и шерсть, она вызывает ожоги и отравления;
- Загрязнением грунтовых вод. Просачиваясь вместе с талым снегом и осадками в толщу грунта, реагент делает воду соленой, меняя ее состав и основные характеристики. Кроме того, засоряются все близлежащие водоемы: реки, озера, ставки, пруды, и т.д.
Если использовать реагент в малых количествах, эти эффекты практически не дают о себе знать, но при высокой концентрации соли вред для экологии очевиден. Кроме того, этот ПГМ наносит материальный вред. Пешеходам – негативно воздействуя на обувь и верхнюю одежду, и владельцам авто- и мототранспорта – разрушая металлические детали техники. В первую очередь страдают подвески и кузова, а также любые не покрытые антикоррозийной защитой стальные и железные детали.
Как уменьшить вред от использования ПГМ?
К сожалению, техническая соль на данный момент – безальтернативный вариант для многих предприятий и коммунальных хозяйств. Этот реагент широко распространен, недорого стоит, а значит – применяется и будет применяться для борьбы с гололедом: как в городах, так и в частном и промышленном секторе. Если без технической соли не обойтись, то можно ли хотя бы уменьшить ее вред? Это действительно возможно, и сегодня для этого применяют:
- Специальные компенсационные добавки, уменьшающие влияние соли на металлические детали. Ингибиторы коррозии подмешиваются к соли в небольших количествах, но обеспечивают мощный антикоррозийный эффект;
- Минеральные добавки. Усиливают эффект от использования технической соли, снижая ее влияние на экологию. Чем больше в составе ПГМ минеральной фракции – мраморной, гранитной или песчаной, тем ниже концентрация реагента;
- Специализированную технику, равномерно распределяющую противогололедный реагент по рабочим поверхностям. Это позволяет не выходить за рамки его предельно допустимой концентрации (ПДК).
Как и в случае с другими ПГМ, при использовании технической соли важно знать меру. В малых количествах она практически безвредна для окружающей среды, но становится опасной при превышении концентрации. Поэтому ее рекомендуют чередовать с другими видами ПГМ, чтобы не перенасыщать почву хлористым натрием: со всеми вытекающими негативными последствиями.