Противогололедные материалы (ПГМ) обеспечивают безопасное перемещение пешеходов и автотранспорта в условиях обледенения дорог и тротуаров. Альтернативы у этих материалов нет, и на сегодняшний день только они применяются в России для борьбы с гололедом. Опыт западных стран неприменим к российской инфраструктуре, и «обогреваемые» дороги вряд ли найдут применение где-то еще, кроме объектов, где линии горячей воды изначально проходили под дорожными покрытиями. Выгодно ли использовать ПГМ в российских климатических условиях, и какие из материалов обладают оптимальным соотношением «цена/эффективность»?
Экономия с помощью ПГМ
Несмотря на то, что противогололедные материалы стоят денег, зачастую – немалых, они не только не наносят вреда экономике, но и наоборот – приносят прибыль при правильном использовании. Так, обледеневшие и заснеженные дороги явно не способствуют логистике, перемещению спецтехники, частного автотранспорта, грузовых автофур и т.д. И напротив – с применением ПГМ «циркуляция» грузов нормализуется, что способствует развитию бизнеса.
Какие еще экономические аспекты использования противогололедных материалов можно перечислить? К ним отнесем:
- Повышение безопасности на дорогах. И как следствие – отсутствие материальных затрат на ремонт техники;
- Уменьшенный расход топлива. Автотранспорт при передвижении по обледеневшим и заснеженным дорогам потребляет значительно больше бензина, дизеля или метана. А при использовании ПГМ этот расход нормализуется;
- Увеличение межремонтных интервалов при обслуживании дорог. Посыпанные реагентами, дорожные покрытия не испытывают критических нагрузок от буксующего транспорта, что продлевает срок их службы.
Кроме того, обработанные ПГМ дороги сохраняют свою естественную пропускную способность, не мешают перемещению коммерческого транспорта, и тем самым способствуют развитию торговли и экономической активности в регионе!
Какие ПГМ выгоднее использовать?
Один из ключевых критериев выбора противогололедных материалов – их стоимость. Так, каждое предприятие и коммунальное хозяйство стремится сэкономить на ПГМ и купить как можно более дешевый материал. К сожалению, это часто делается в ущерб качеству, и самое главное – экологии. Так, бюджетные реагенты на основе технической соли безопасны для окружающей среды только в малых концентрациях. Если же ее систематически превышать, это наносит непоправимый вред почве, грунтовым водам, близлежащим водоемам, флоре и фауне.
Поэтому кроме «классической» технической соли (NaCl) и пескосоли (с примесью крупнозернистого песка), для борьбы с гололедом сегодня применяются альтернативные виды ПГМ. Их примерная стоимость составляет:
- у карбамида – от 8000 рублей за тонну;
- у хлорида кальция – от 15000 рублей за тонну;
- у хлорида калия – от 18000 рублей за тонну;
- у хлорида магния – от 20000 рублей за тонну;
- у формиатов – от 30000 рублей за тонну;
- у нитратов – от 60000 рублей за тонну;
- у ацетатов – от 90000 рублей за тонну.
При этом расход у перечисленных реагентов может сильно отличаться, и более дорогие составы в итоге использовать выгоднее дешевых составов. Но даже с учетом малого расхода все эти ПГМ стоят гораздо дороже технической соли и пескосоли. Так, первая сегодня продается по цене примерно в 3500 рублей за тонну, а вторая – по 1200 рублей за тонну. Неудивительно, что именно натриевые реагенты сегодня пользуются максимальным спросом. И если использовать их правильно – без превышения предельно допустимой концентрации (ПДК), они демонстрируют не только высокую эффективность, но и безопасность!