При прокладке новых дорог и ремонте старых дорожных покрытий не обойтись без такого стройматериала как песок. Он позволяет решить проблему текучести грунта, и напрямую влияет на основные характеристики дорожного полотна: срок службы, грузоподъемность, пропускную способность (интенсивность использования), длительность межремонтных интервалов и т.д. Требования к песку для дорожного строительства регламентированы стандартом ГОСТ 8736 от 2014 года, и строго ограничивают использование неподходящих/некондиционных материалов в этой сфере.
Для чего нужен песок?
Дорожные покрытия для автотранспорта состоят из нескольких функциональных слоев, заглубленных в грунт, и в большинстве из них используется песок. Так, его засыпка необходима:
- в песчано-гравийных подушках, обеспечивающих амортизацию и дренаж (отвод влаги);
- в боковых дренажных канавах и на обочинах — для приема и отведения дождевой воды в стороны от дорожного покрытия;
- в асфальтово-бетонных основаниях — в комплексе с речной галькой и/или мелким гравием.
В ряде случаев в дорожный пирог также включают дополнительный слой песка (без добавок) — для компенсации высоких динамических нагрузок и перепадов температур. Например — на грузовых автотрассах и дорогах, проходящих по территориям с нестабильным, переменчивым климатом.
Для дорожных работ лучше всего подходит чистый речной песок — с округлой формой зерен и минимальным количеством примесей. Он оптимален для создания любых гравитационных форм с водопропускной способностью, в том числе — для дренажных систем и асфальтово-бетонных оснований. В качестве альтернативы также может быть использован карьерный песок, обеспечивающий лучшую адгезию за счет пористой/ребристой структуры зерен.
Важные параметры материала
В дорожном строительстве используется только сухой песок — с содержанием влаги не более 10%. Еще один важный параметр — модуль крупности, который должен находиться в пределах от 1,7 до 2,2 мм. То есть, для прокладки и ремонта дорог лучше всего использовать среднефракционный песок 2 класса.
Не менее важный критерий выбора — чистота песка. В нем не должно быть глинистых включений, так как при намокании они способны существенно менять параметры несущего слоя и нарушать целостность/устойчивость дорожного покрытия. Это еще один повод использовать именно речной песок — «промытый» и содержащий в себе минимум инородных включений.